На протяжении многих месяцев в городах Украины и Болгарии проходит презентация Документального фильма о селе Криничное «Місце сили». Режиссер фильма — Татьяна Станева, которая показала историю и культуру села Криничное (Чушмелий) Болградского района Одесской области.
Юным потомкам чушмелийцев, растущим в веке информационных компьютерных технологий, уже недостаточно пассивного просмотра кадров фильма. Естественно, они хотят активно управлять сюжетом через новые интерактивные механизмы передачи зрителю идей видео-фильмов с использованием компьютерных игр.
Именно это новаторство, усиленное впечатлениями от просмотра документального фильма, стало источником идеи создания серии этнографических компьютерных игр «Місце сили». Эту идею поддержала Общественная организация «Центр развития Бессарабии». Идейным вдохновителем компьютерной игры стала активная чушмелийка — Оксана Рященко. Она работает учителем информатики «Высшей» квалификационной категории школы № 10 г. Измаил. Также Оксана Рященко — преподаватель Придунайского филиала МАУП и участник Одесской команды международного Erasmus+KA2 «GameHub.
Ключевой составляющего процесса внедрения игры Оксана Рященко рассматривает проектное обучение. При этом, команда создателей таких игр формируется из школьников села. Команда преподавателей, обучающих юных создателей игр, формируется, по возможности, уроженцами этого села, уже имеющими опыт создания компьютерных игр (преподаватели, студенты и школьники-вундеркинды разных учебных заведений).
20 апреля 2019 года при поддержке руководства школы для школьников села было проведено первое занятие.
Лекторами на занятии выступили Оксана Рященко и Сергей Мельник, доктор философии, кандидат наук по социальным коммуникациям, консультант по коммуникативным возможностям компьютерных игр проекта GameHub. Оксана Рященко рассказала в области информационных технологий, их связи с разработкой компьютерных игр. Сергей Мельник рассказал о Kinect в свете социокоммуникативного опыта на примере виртуальной коммуникации.
Под конец выступления школьникам предложили сыграть в активные игры. В дальнейшем они будут дополнены элементами компьютерной игры с использованием устройств контроля движений человека.
В течении нескольких часов ребята поведали и наглядно показали возможности технологии Kinect+Scratch. Ее, к стати, можно использовать как форму естественного общения в компьютерной игре. На занятии ученики использовали методические рекомендации по разработке развивающих компьютерных игр с применением сенсорных технологий. Автором рекомендаций также является Оксана Рященко.
В дальнейшем планируется дополнительно проводить подобные увлекательные практические занятия со школьниками. Занятия и лекции будут реализованы основам создания интерактивных компьютерных игр с виртуальной и дополненной реальностью. В них учитываются многоцветные орнаменты национальной одежды, музыкальные национальные инструменты, танцевальные па в массовых танцах «хоро», местный чушмелийский диалект болгарского языка, народные песни, народные обычаи, легенды и мифы чушмелийцев.