Чамур сам по себе – не новость и не экзотика в практике частного бессарабского строительства. Но состоявшийся 6 июля чамур криничанский по масштабу и целям оказался в известном смысле уникальной коллективной акцией, наполненной улыбками людей, веселой музыкой и приятной истомой после результативной работы. Те, кому не удалось приехать, изливали свои эмоции в соцсетях и завидовали криничанцам. Среди них оказался и сам идейный вдохновитель мероприятия, пожалуй, наиболее завзятый криничанец Виктор Куртев. Он выразил огорчение от того, что не смог сполна участвовать в «великом замесе» в своем родном селе. «Иногда сожалею, что я не вездесущий и не могу быть хотя бы в двух местах одновременно! Я успел заскочить только на молитву перед открытием и на завтрак с односельчанами, хотя готовился к этому важному для каждого из нас событию больше полугода. Сожалею, но нужно было спешить в Одессу на встречу кандидатов от «Слуги народа» с главой партии Дмитрием Разумковым. По дороге я, конечно, пересмотрел все прямые эфиры со страницы «Центра развития Бессарабии», и мою душу раздирала горечь, что я не с ними, и гордость, что я — один из них!», — написал Виктор Куртев на своей странице в соцсети. Он рассказал и предысторию, с чего все началось.
«15 декабря 2018 года после премьеры документального фильма про Криничное-Чушмелий мы разговорились о необходимости музея в селе. Старый музей давно в аварийном состоянии и на данный момент закрыт для посетителей. Мы были вдохновлены философией фильма о том, как важно сохранять свою идентичность, которой мы, болгары, как и все другие народы Бессарабии, очень гордимся. И все тогда твёрдо решили, что следующим шагом нашего возрождения должен стать этнографический музей.
Мной был предложен нетривиальный подход к строительству — не современный, а аутентичный, как это делали наши предки — из лампача (саман)! Конечно, не без применения последних технологий — несущая конструкция будет самой лучшей — такой, чтобы на века. А самое важное в этом предложении — организовать по старинке «чамур», — мероприятие, на которое пригласить все село, чтобы каждый сформировал свой кирпич (лампач) соственными руками!
Я убеждён в том, что, когда каждый прикладывается к общему делу, то и дело становится личным, своим. Так строили первое культовое сооружение в нашем селе — храм. Я очень хочу, чтобы так же было построено и второе — музей. Когда храм разрушили, это было личной трагедией каждого. Уверен, и к музею будут относиться с должной бережностью — как к своему!
Я люблю правильные дела. Строительство этнографического музея — это очень правильное дело. Как для нашего села, так и для всей Бессарабии. Поэтому, не раздумывая, взялся финансировать этот проект.
Так начался процесс. Огромное спасибо главе села Степану Великову, который взял на себя организацию текущей работы, для которой я обеспечил все, что смог, в том числе, видеосъёмку фильма-летописи о начале строительства».